Синдром СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, комбинированный тип. Этот диагноз означает, что ребенок проявляет по меньшей мере шесть из девяти симптомов невнимательности, а также шесть или более симптомов гиперактивности-импульсивности. Большинству детей ставят диагноз СДВГ именно такого типа.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности с преимущественной невнимательностью. Для постановки такого диагноза необходимо лишь, чтобы ребенок проявлял шесть или более симптомов невни-мательности, хотя у него могут также присутствовать некоторые (менее шести) симптомы гиперактивности-импульсивности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности с преимущественной гиперактивностью-импульсивностью. Шесть или более симптомов гиперактивности-импульсивности. Могут присутствовать некоторые (менее шести) симптомы невнимательности.

Заметьте, что в списке А слово «часто» используется в каждой строчке «ресторанного меню» без каких либо пояснений, что это означает. Пройдитесь по этому перечню сами. Могу поспорить, что многие читатели, если бы хотели, с легкостью поставили бы себе диагноз СДВГ, как и постоянно растущее число взрослых. Данные критерии настолько широки и субъективны, что ярлык СДВГ можно навесить на любого причиняющего беспокойство ребенка с целью назначить ему медикаментозное лечение, чтобы устранить или по крайней мере сделать терпимыми
те черты его поведения, которые доставляют трудности. Обратите внимание, что ребенок, который по своему природному темпераменту плохо вписывается в школьные правила и проявляет это своими действиями, будет вести себя именно так, как описано в критериях СДВГ.

Однако если поведение ребенка нельзя отнести ни к одному из трех приведенных выше подтипов, это еще не означает, что ребенок не попадется на крючок СВДГ, хотя кажется, что как минимум один из этих типов поведения можно приписать любому человеку, который еще дышит, и большая изобретательность для этого не нужна. Для таких детей у нас есть «синдром дефицита внимания и гиперактивности неспецифический». Это позволяет навесить ярлык СДВГ на людей, которые в начале «заболевания» были в возрасте старше 7 лет, и на «индивидуумов с клинически значимыми нарушениями, которые проявляют невнимательность и набор симптомов которых не полностью соответствует критериям данного расстройства, но шаблон поведения характеризуется медлительностью, мечтательностью и сниженной активностью». Здесь авторы DSM-IV доходят до такого абсурда, что его можно было бы счесть просто насмешкой, если бы это не имело таких серьезных последствий для детей. Данная категория позволяет клиницистам диагностировать СДВГ у детей, которые недостаточно активны и, как оказалось, недостаточно внимательны, хотя и не настолько недостаточно, чтобы можно было оправдать их отнесение к невнимательному подтипу.

Значит, можно предположить, что если ребенку скучно, но он сидит спокойно, вместо того чтобы баловаться, то у него нарушена деятельность мозга. Все это в итоге приводит к тому, что любой школьник, который не может быть внимательным точно в той степени, какую от него хотят учителя, — не важно, балуется ли он, или нет и есть ли у него вообще сложности со вниманием, — может быть направлен на диагностику. Ребенок, который просто решил не принимать «надлежащего» участия в занятиях, может подвергнуться атаке с помощью препаратов. Режет слух? Но прочитайте, что написано в разделе «ведение медицинской документации» по СДВГ: «Если симптомы, проявляемые индивидуумом, в данное время не полностью соответствуют набору критериев данного расстройства и неясно, имело ли место полное соответствие когда-либо раньше, следует диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности неспецифический». Для СДВГ были установлены достаточно широкие критерии, чтобы они подходили для любого причиняющего беспокойство ребенка.

Если кто-то не вполне соответствует критериям расстройства поведения, то всегда существует оппозиционно-вызывающее расстройство, которое идеально подходит для подростков, сопротивляющихся власти взрослых и не желающих соблюдать существующие нормы поведения. На самом деле, когда будете просматривать критерии этого расстройства, вспомните себя в более молодом возрасте: можно ли было повесить такой ярлык на вас? Это своего рода определение, описывающее подростковое поведение, которое можно сформулировать следующим образом: «Нормальные для подростков действия, которые мы, взрослые, сами же и совершали, но теперь считаем их совершенно невыносимыми». Диагност обязан рассматривать ту или иную особенность поведения как критерий заболевания, только если она проявляется в большей степени, чем обычно. Если «обычно» означает «в среднем», то не получается ли так, что 50 % детей — тех, которые выше средней точки, удовлетворяют данному критерию?

И наконец, если у ребенка никак нельзя диагностировать расстройство поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство, даже если притянуть все это за уши, у нас всегда остается еще одно средство — расстройство разрушительного поведения неспецифическое.

«К этой категории относятся расстройства, характеризующиеся поведением или оппозиционно-вызывающими действиями, которые не соответствуют критериям расстройства поведения или оппозиционно-вызывающего расстройства. Например, это могут быть такие проявления, которые не удовлетворяют в полной мере критериям либо оппозиционно-вызывающего расстройства, либо расстройства поведения, но свидетельствуют о наличии значительных клинически выраженных нарушений».

И опять же вполне очевидно, что любого ребенка, доставляющего беспокойство взрослым, могут пометить ярлыком психически больного, не учитывая того факта, что часть того, что происходит, является его бунтом против тех глупцов, которые позволяют себе так беспечно разбрасываться унизительными ярлыками.

Диагностические критерии расстройства поведения

A. Повторяющийся и устойчивый шаблон поведения, при котором нарушаются базовые права других людей или главные для данного возраста обще-
ственные нормы и правила, о чем свидетельствует наличие трех (или более) из приведенных ниже критериев в течение последних 12 месяцев наряду
с наличием по меньшей мере одного из них в течение последних 6 месяцев.

Агрессия по отношению к людям и животным

(1) Часто задирает, запугивает других или угрожа-
ет им.

(2) Часто является зачинщиком драк.

(3) Применял оружие, которое может нанести серьезные физические повреждения другим (например, бита, кирпич, разбитая бутылка, нож,
огнестрельное оружие).

(4) Проявлял физическую жестокость к людям.

(5) Проявлял физическую жестокость к животным.

(6) Совершал кражи, вступая в прямой контакт с жертвой (например, нападение на человека на улице, кража сумочек, вымогательство, вооруженное ограбление).

(7) Силой заставлял кого-то вступить в сексуальные отношения. Порча имущества

(8) Сознательно принимал участие в поджоге с целью нанести серьезный ущерб.

(9) Намеренно портил чужое имущество (иными способами, чем поджог).

Обман или воровство

(1 0) Взламывал чужой дом, помещение или машину.

(1 1) Часто лжет, чтобы получить какие-либо вещи или услуги или уклониться от обязательств (то есть мошенничает с другими).

(1 2) Воровал ценные предметы, не вступая в прямой контакт с жертвой (например, воровство товаров на магазинных полках, но без взлома;
подлоги). Серьезные нарушения правил

(1 3) Часто отсутствует дома в позднее время, несмотря на запрет родителей, начиная с возраста младше 13 лет.

(1 4) Убегал из дома ночью по меньшей мере дважды, живя в доме родителей или опекуна (или один раз, но не возвращался в течение длительного времени).

(1 5) Часто прогуливает школу начиная с возраста младше 13 лет.

B. Нарушения поведения приводят к значительному клинически выраженному ухудшению деятельности в социальной, учебной или профессиональной сферах.

C. Если возраст индивидуума 18 лет или старше, то данные критерии не означают, что это антисоциальное расстройство личности.

Диагностические критерии оппозиционно-вызывающего расстройства

A. Тип негативистского, враждебного поведения и неповиновения, устойчивый по крайней мере 6 месяцев, в течение которых присутствуют четыре (или более) из приведенных ниже признаков.

(1) Часто выходит из себя.

(2) Часто спорит с взрослыми.

(3) Часто не повинуется или отказывается выпол-
нять просьбы взрослых или правила.

(4) Часто нарочно раздражает других.

(5) Часто обвиняет других в своих ошибках или проступках.

(6) Часто обладает повышенной чувствительностью или легко приходит в раздражение при контакте с другими.

(7) Часто сердится и обижается.

(8) Часто злобен и мстителен.

Примечание: считают, что критерий соблюдается только в том случае, если указанное поведение имеет место чаще, чем это обычно наблюдается у индивидуумов того же возраста и уровня развития.

B. Нарушения поведения приводят к значительному клинически выраженному ухудшению деятельности в социальной, учебной или  профессиональной сфере.

C. Данные симптомы не проявляются исключительно в рамках психотических расстройств или расстройства настроения.

D. Критерии не соблюдаются для расстройства поведения, а если индивидууму 18 лет или больше, то критерии не соблюдаются для антисоциального
расстройства личности.

Посмотрите еще раз на эти критерии и замените в пунктах 2 и 3 слово «взрослые» на слово «дети», и вы получите замечательный диагноз, который дети могут поставить многим из взрослых, доставляющих им беспокойство.

 

Отрывок из книги доктора медицины Фрэда Бомана
«Мошенничество под названием СДВГ.
Как врачи сделали нормальных детей «пациентами»